Икона Божей Матери «Умиление»
Серафимо-Дивеевская.
Серафимо-Дивеевская.
В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость»,
упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной
покаянной молитвы и благословения, отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой.
Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в
1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа!
Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от
болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.
В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление». Старицы Дивеевской обители вспоминали,
что незадолго до своей смерти он, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам, посещавшим его: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной». После
кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе келейника отца Серафима и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит».
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю
прославления мощей преподобного. Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли
чудотворную икону Божией Матери «Умиление»: «Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией
Матери "Умиление" и передали ее Преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны».
Крестный ход из Сарова накануне прославления преподобного Серафима
Крестный ход из Дивеева с иконой Божией Матери "Умиление" накануне прославления преподобного Серафима
С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (...) Даже
прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из
источника, который он вырыл, почитаются как святые и (...) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло
неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так
и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа – на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.
В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа – на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.
Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое
выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Не исключена связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов
Мадонны «dell' Umilta» – смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня.
Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент "Архангельского обрадования", то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление – Радостью всех радостей».
Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент "Архангельского обрадования", то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление – Радостью всех радостей».